← вернуться на сайт Арамильского городского округа

Официальный сайт

Отдел образования Арамильского городского округа

С информацией о правах ребенка в адаптированной форме можно ознакомиться на сайте cipv.ru 01 марта 2016 г.

Специализированная страница «Твое право» на сайте cipv.ru открыта в целях правового просвещения населения и популяризации информации о правах ребенка в адаптированной форме. Страница открыта во исполнение пункта 13 Плана мероприятий на 2015-2017 годы по реализации важнейших положений Национальной стратегии страны.

Страница содержит семь основных разделов: «Методические материалы для специалистов», «Методические материалы для родителей», «Информационные материалы для детей», «Мероприятия», «Официальные документы», «Советуем прочитать», «Полезные ссылки, горячие линии». Обновление страницы осуществляется ежемесячно.

На указанном ресурсе размещен правовой справочник «Подросток и закон», который содержит основные статьи Административного и Уголовного кодексов с комментариями, ответы на вопросы несовершеннолетних и их родителей, профессиональные советы и рекомендации.

Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее — Фонд), проводится информационная кампания, целью которой является продвижение в обществе семейных ценностей, повышение роли семьи в жизни общества, профилактика и преодоление семейного неблагополучия.

С целью информирования несовершеннолетних и их родителей о правах детей на портале «Я — родитель» (www.ya-roditeI.ru) Фонда в специальном разделе «Имею право!» ежемесячно размещается правовая информация, советы юристов, интервью специалистов, видеоролики и инфографика, посвященные правам детей. Кроме того, освещаются такие темы, как «Право ребенка на пользование благами социального обеспечения», «Права ребенка после развода родителей», «Право ребенка на благоприятные условия развития».

На портале запущен цикл передач «Правовой четверг», в которых обсуждаются наиболее актуальные правовые вопросы для семей с детьми, также действует рубрика «Консультация юриста», позволяющая посетителям задать вопрос и получить ответ в режиме онлайн.

В рамках раздела «Моя новая семья» ведется информирование родителей и специалистов о праве детей жить и воспитываться в семье, о юридических аспектах семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

20 ноября 2015 г. во исполнение решения Правительственной комиссии по вопросам реализации Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» в третий раз состоялась всероссийская ежегодная просветительская акция — день правовой помощи детям. Целью акции стало правовое просвещение детей и их родителей, а также консультирование по вопросам опеки, попечительства и прав детей-сирот для опекунов, приемных семей и граждан, планирующих усыновить ребенка. В субъектах Российской Федерации были специально организованы 39 373 пункта консультаций, информация о работе которых была заблаговременно доведена до сведения заинтересованных граждан. Проведены различные просветительские мероприятия на базе общеобразовательных и детских дошкольных учреждений, более 4 тыс. мероприятий в детских домах и 210 мероприятий в пенитенциарных учреждениях. Всего в 2015 году в рамках всероссийской яуции были проконсультированы почти 150 тыс. детей, а также более 130 тыс. взрослых. В проведении мероприятия участвовали 5 881 адвокат и 5 284 нотариуса.

В целях развития профессиональной компетенции педагогов и специалистов, работающих с детьми и в интересах детей, на федеральном и региональном уровнях проводятся конференции, совещания, вебинары и другие мероприятия. Так, вопросы безопасности детства обсуждались в рамках Всероссийской конференции «Актуальные проблемы профилактики асоциального поведения и формирования культуры безопасного образа жизни обучающихся», организованной Минобрнауки России 24 — 26 июня 2015 г.

Проблемам обучения подростков основам правовых знаний в рамках школьной программы был посвящен Всероссийский съезд учителей права и обществознания, проведенный Минобрнауки России совместно с Ассоциацией учителей права в рамках V Петербургского международного юридического форума 29 мая 2015 г., организатором которого выступает Минюст России.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы» в субъектах Российской Федерации приняты и реализуются региональные программы действий в интересах детей. Кроме того, в ряде субъектов (в том числе в Республиках Башкортостан, Марий Эл, Саха (Якутия), Алтайском крае, Архангельской, Ивановской, Нижегородской, Тамбовской, Ульяновской областях, Ямало-Ненецком автономном округе и др.) утверждены отдельные региональные программы и межведомственные планы по правовому просвещению, включающие мероприятия по распространению правовых знаний среди несовершеннолетних.

На сайтах органов государственной власти субъектов Российской Федерации (Забайкальский край, Амурская, Архангельская, Ивановская, Новосибирская области и др.) созданы разделы, в которых размещается актуальная информация для детей и родителей.

В региональных и муниципальных СМИ регулярно печатаются материалы о защите прав ребенка и защите детей от причиняющей вред информации, недопущении жестокого обращения с детьми. Показ видеороликов по профилактике социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних организован на региональном телевидении в Алтайском крае.

В большинстве регионов подготовлены и распространены тематические брошюры и памятки по различным актуальным вопросам (например, «Твои права», «Памятка подростку», «Административная ответственность несовершеннолетних», «Телефон доверия», «Жестокое обращение», «Психолого-педагогическая помощь несовершеннолетнему в кризисных ситуациях», «Уголовная ответственность», «Как защитить ребенка от сексуального насилия»).

Широко распространена практика межведомственных просветительских акций, творческих конкурсов и квестов правовой тематики, региональных олимпиад по праву и обществознанию. Мероприятия организуются при участии уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации (Алтайский и Забайкальский края, Белгородская, Воронежская, Ивановская, Самарская области), региональных избирательных комиссий (Республика Адыгея, Вологодская, Кировская, Тамбовская области).

Анализ результатов просветительских акций показывает рост интереса школьников к правовым знаниям, формированию гражданской позиции и социальной ответственности.

В рамках правового просвещения создаются интернет-ресурсы, ведутся блоги, организуются сообщества в социальных сетях, где регулярно публикуются посты, новости, создаются темы для обсуждения, проводятся конкурсы и опросы (Иркутская, Липецкая, Мурманская, Новосибирская, Рязанская, Ярославская области и др.).

Так, в Ярославской области реализуется творческий интернет-проект для школьников «Подросток и закон», который позволяет в игровой форме ознакомиться с применением различных законов на практике. Указанный проект проводится в соответствии с межведомственным календарем массовых мероприятий с участием обучающихся.

В правовом просвещении детей и подростков используются интерактивные технологии. Так, в образовательных организациях Ростовской области проводятся интеллектуальные игры «Жить по закону», «Правовой брейн-ринг».

В Республике Татарстан, Пермском крае, Ростовской, Тамбовской, Мурманской областях, Ненецком автономном округе, Санкт-Петербурге и иных субъектах Российской Федерации внедряются мультимедийные технологии, благодаря которым создаются фильмы, затрагивающие актуальные для несовершеннолетних и их родителей правовые вопросы.

Во всех субъектах Российской Федерации действует просветительский проект Ассоциации юристов России «Школа права» для заинтересованных в повышении своей правовой грамотности подростков.

На период летнего отдыха детей в большинстве регионов организуются тематические смены и лагерные сборы по правовому просвещению. Мероприятия включают просмотр кино- и видеофильмов, разъяснительные беседы и консультации сотрудников территориальных органов МВД России и ФСКН России (Волгоградская, Московская, Тамбовская области). В Новгородской области реализуется проект подготовки педагогических кадров «Школа вожатых». Особое внимание уделяется повышению правовой культуры будущих вожатых. Тематические занятия проводят сотрудники правоохранительных органов.

Образовательными организациями субъектов Российской Федерации принимаются меры по формированию правового сознания учащихся путем включения в воспитательные программы мероприятий по правовому просвещению. Оформляются стенды с информацией о правах и обязанностях детей, разъяснением норм российского законодательства. В доступных для детей местах имеется информация о номерах телефонов доверия, телефонов уполномоченных по правам ребенка, а также профильных ведомств.

Разрабатываются и реализуются образовательные программы, направленные на повышение общей и правовой культуры детей, родителей и педагогических работников (Республика Башкортостан, Амурская, Белгородская, Брянская и Ивановская области). Создаются методические пособия и программы интерактивных уроков, в том числе для проведения классных часов. В нескольких образовательных организациях Владимирской области действуют региональные инновационные площадки по проблемам гражданского образования учащихся.

Специальная должность уполномоченного по правам участников образовательного процесса введена в каждой образовательной организации Московской области. Одна из его основных функций — информационно просветительская работа и правовое просвещение обучающихся и родителей.

В ряде общеобразовательных организаций Самарской области в рамках «Граждановедения» для учащихся 5-9 классов введен учебный курс «Антитеррор».

Интерактивный единый урок безопасности проводится каждый год во всех школах Новосибирской области.

На базе образовательных организаций совместно с территориальными органами внутренних дел ведется активная просветительская и профилактическая работа, создаются объединения правоохранительной направленности (например, «Юные друзья полиции»).

Для правового просвещения педагогов организуются курсы повышения квалификации (Архангельская, Владимирская, Вологодская, Воронежская, Курская области), разрабатываются методические пособия (Калининградская, Курская, Новгородская и Челябинская области, г. Москва) и проводятся конкурсы методических разработок педагогов (Новгородская область).

Формируются службы школьной медиации (примирения) в рамках создания системы дружественного к детям правосудия. Педагоги- психологи оказывают помощь детям, признанным подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу, а также являющимся потерпевшими или свидетелями преступлений. Во многих субъектах (Вологодская, Ивановская, Калужская, Оренбургская, Пензенская, Рязанская области) разработаны методические пособия для школьных медиаторов, организуются семинары, тренинги для кураторов, педагогов и волонтеров.

В результате немалое число конфликтов, в которых использовалась процедура медиации, заканчиваются примирением сторон, заглаживанием обидчиком причиненного вреда и улучшением разрушенных конфликтом или напряженных отношений.

Система правового просвещения несовершеннолетних организуется на базе детских библиотек — в них распространяются просветительские и методические материалы, создаются электронные базы данных по различным вопросам права, проводятся правовые лектории и творческие конкурсы, мастер-классы (Иркутская, Костромская, Новосибирская, Тюменская области, г. Севастополь, Алтайский край).

Отдельным направлением выступает консультирование родителей по правовым аспектам детско-родительских отношений, основам педагогики и детской психологии, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В Республике Адыгея, Алтайском крае, Архангельской, Владимирской, Ульяновской областях и др. проводятся занятия, посвященные формированию психолого-педагогической и правовой компетенции родителей, раздаются памятки, буклеты со ссылками на информационные ресурсы, демонстрируются видеоролики правовой направленности. Во Владимирской области реализуется практика региональных родительских собраний, на которые приглашаются не только психологи и педагоги, но и представители ГИБДД, ФСКН, МЧС России, специалисты социально-реабилитационных центров. В Костромской области открыта сеть юридических клубов для старшеклассников с привлечением родителей к участию в деловых и ролевых играх, созданию видеороликов и просветительских материалов.

Департаментом труда и социальной защиты населения г. Москвы реализуется технология «Родительская приемная», представляющая собой выезд специалистов на дворовые детские площадки. Данная инициатива наиболее актуальна для районов, где отсутствуют центры семейной поддержки в шаговой доступности.

Отдельные акции для детей и родителей в рамках участия в общенациональной информационной кампании противодействия жестокому обращению с детьми проводят организации социального обслуживания.

Различные технологии правового информирования и постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализуются органами опеки и попечительства. Организуются мобильные приемные, создаются специализированные интернет-сайты. В г. Санкт-Петербурге проводится единый информационный день для выпускников центров для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственными за здравоохранение, проводится работа по информированию о правах детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, доступных для них льготах, о правах и мерах социальной поддержки ВИЧ-инфицированных детей.

Работа по организации правового просвещения и распространению информации о правах ребенка, адаптированной для детей, родителей, учителей, специалистов, работающих с детьми и в интересах детей, через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» будет продолжена на федеральном и региональном уровне в 2016 году.

Следует также отметить, что организация правового просвещения, распространение информации о правах ребенка и профилактика правонарушений несовершеннолетних должны рассматриваться не как изолированный комплекс мер, а как неотъемлемая часть единого учебно-воспитательного процесса, призванная обеспечить решение общих задач социализации и воспитания с максимальным использованием имеющихся средств.


Единый телефон спасения — 112
Телефоны ЕДДС — (34374) 2-42-26; 2-42-27; 2-42-28

Телефон горячей линии по вопросу снижения бюрократической нагрузки на педагогических работников образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы — 8 (343) 385-32-87
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?