Федеральные государственные образовательные стандарты
Обновленные Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования и основного общего образования
В целях обеспечения единства образовательного пространства Российской Федерации, идентичности содержания образовательных программ начального общего и основного общего образования, возможности формирования образовательных программ различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся, включая одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья приказами Министерства просвещения Российской Федерации утверждены обновленные Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего и основного общего образования с изменениями:
- от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (далее — ФГОС НОО от 31.05.2021 № 286),
- от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (далее — ФГОС ООО от 31.05.2021 № 287),
- от 18.07.2022 № 568 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287» (далее — изменения ФГОС ООО от 18.07.2022 № 568),
- от 18.07.2022 № 569 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286» (далее — изменения ФГОС НОО от 18.07.2022 № 569).
Данными приказами установлено, что:
- образовательная организация вправе осуществлять в соответствии с соответствующим стандартом обучение лиц, зачисленных до вступления в силу приказа, — с их согласия (для совершеннолетних) или с согласия их родителей (законных представителей) (для несовершеннолетних обучающихся);
- прием на обучение в соответствии с ФГОС НОО и ФГОС ООО, утвержденными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 и от 17.12.2010 № 1897, прекращается 1 сентября 2022 года.
Приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 10.02.2022 г. №
Приказом Отдела образования Арамильского городского округа от 26.07.2021 г. № 94 утверждена «Дорожная карта мероприятий по обеспечению перехода на новые ФГОС НОО, ФГОС ООО общеобразовательными организациям в Арамильском городском округе на
Приказом Отдела образования Арамильского городского округа от 01.09.2022 г. № 124/1 утверждена «Дорожная карта мероприятий по обеспечению перехода, введения и реализации обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО в образовательных организациях Арамильского городского округа на 2021- 2022 годы с дополнениями»
Федеральные государственные образовательные стандарты среднего общего образования
Внесены изменения во ФГОС среднего общего образования (далее — ФГОС СОО). Поправки утверждены приказом Министерства просвещения РФ от 12 августа 2022 г. № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»
Обновление проведено в соответствии с принципом единства образовательного пространства, одного из основных принципов государственной политики в сфере образования (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», статья 3).
В обновленном документе конкретизировали требования к планируемым результатам и структуре образовательных программ. В новой редакции ФГОС СОО, как и прежде, требуют применять системно-деятельностный подход. Однако подробнее описывают результаты освоения ООП СОО — личностные, метапредметные, предметные.
На первое место в перечне личностных результатов поставили гражданскую идентичность и патриотизм. Школа должна формировать уважение к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, старшему поколению и труду, закону и правопорядку. Также необходимо воспитывать ценностное отношение к государственным символам, памятникам, традициям народов России и достижениям России в науке, искусстве и спорте. На уровне СОО школьников необходимо вовлекать в волонтерскую деятельность и школьное самоуправление.
Метапредметные результаты конкретизировали по видам универсальной учебной деятельности и сгруппировали по трем направлениям:
- овладение универсальными учебными познавательными действиями — базовые логические, базовые исследовательские, работа с информацией;
- овладение универсальными учебными коммуникативными действиями — общение, совместная деятельность;
- овладение универсальными учебными регулятивными действиями — самоорганизация, самоконтроль, эмоциональный интеллект, принятие себя и других людей.
В новой редакции ФГОС СОО определили четкие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине. Для 10 учебных дисциплин установили требования к предметным результатам для базового и углубленного уровня. Это учебные предметы «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «Информатика», «История», «География», «Обществознание», «Физика», «Химия» и «Биология».
Полезные ссылки:
- https://edu.gov.ru/,
- https://minobraz.egov66.ru/,
- https://minobraz.egov66.ru/site/section?id=665
- https://edsoo.ru/
- В содержание ФГОС внесены изменения